Информационное агентство
Погода в Киеве:
» » По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

27-12-2017, 15:43По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

Реформирование Пенсионного фонда РФ в сторону публично-публичной компании вряд ли сможет решить существующие сегодня проблемы российской пенсионной системы – считает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Правительство РФ может создать из ПФР инвестиционную структуру

Дело в том, что появилась информация, что после президентских выборов на обсуждение правительства РФ может быть поставлен вопрос о преобразовании ПФР в публично-правовую компанию, которая сможет вкладывать свободные средства в различные проекты, как обычная инвестиционная компания, и копить деньги.

Примечательно, что в пакет возможной реформы включено и реформирование управления Пенсионным фондом РФ – наряду с государством сюда должны войти представители российских профсоюзов и работодателей.

Несмотря на то, что эту инициативу во второй половине будущего года будет рассматривать новое правительство РФ, Минфин и МЭР относятся к ней с большим и серьезным скепсисом, и это свидетельствует о том, что финансово-экономический блок ее не поддерживает.

На практике модель публично-правовой компании появилась в российской юридической системе летом прошлого года, причем в нее должно быть реорганизовано большинство отечественных госкомпаний и госкорпораций за исключением ряда особых структур, включая и Пенсионный фонд РФ.

По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

Новые риски ПФР могут привести к проблемам в пенсионной системе

Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что если предположить, что Пенсионный фонд действительно преобразуется в обычную компанию, то такая структура будет нести за собой все риски, которые характерны для членов хозяйственного оборота.

«Речь здесь идет об обычных коммерческих рисках – ведь прецедентов, когда подобные структуры банкротятся, в нашей стране чрезвычайно много и это обычное дело для современной российской действительности», — констатирует Хестанов.

Достаточно здесь вспомнить последние санации банка «Открытие», «Бинбанка» и «Промсвязьбанка», что произошло из-за того, что эти кредитные организации потеряли свои средства на рисковых инвестициях.

«При этом, если в отношении Пенсионного фонда применить жесткую политику с целью снижения подобных рисков до минимума, то уровень доходов, которые будет получать новоявленная компания, станет очень небольшим, что сведет на нет большинство преимуществ подобной реформы. Поэтому это начинание с преобразованием ПФР вызывает много серьезных вопросов», — резюмирует Хестанов.

По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

Гораздо эффективней будет восстановить накопительную систему

По словам Сергея Александровича, в рамках подобной реформы существует больше вопросов, чем ответов по той причине, что вряд ли это преобразование принесет нашему народному хозяйству серьезную пользу, а риски в рамках российской пенсионной системы, наоборот, увеличатся значительно.

Здесь можно привести ситуацию с негосударственными пенсионными фондами, которые с 2002 по 2013 год получали накопительную часть пенсии в нашей стране. И общая ситуация показывает, что они вкладывали деньги не очень эффективно и не реализовали здесь намеченный изначально план.

Вряд ли можно говорить о том, что с Пенсионным фондом дела будут обстоять иначе, если здесь не будет идти речи о том, что все инвестиционные действия этой структуры не будут застрахованы государством. С одной стороны, это и логично, пенсии страхуются в России именно так, но с другой – непонятно, зачем на таких условиях правительству проводить данную реформу.

«Гораздо правильней было бы не изобретать велосипед, а эксплуатировать ту модель, которая применялась в нашей стране до 2014 года в виде накопительной системы. Эта модель уже начала строиться в России и продвинулась достаточно далеко в виде солидарно-накопительной пенсионной системы, где часть пенсий обеспечивается государством, а часть – копится пенсионными фондами», — заключает Хестанов.

По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

Подобные решения не смогут принести эффективный результат

В рамках подобной системы 22 процента, которые платит отечественный работодатель на пенсии, делятся на две части – 6 процентов уходило в накопительную систему, а 16 процентов – в Пенсионный фонд. В 2014 году было принято решение заморозить эту систему и все налоги направлять напрямую на счет ПФР.

«Подобная система, где базовую пенсию обеспечивает государство, а все, что сверху, является накопительным инвестированием, позволяет гражданам иметь умеренные риски, поскольку базовая пенсия не подвержена различным колебаниям, и позволяла бы адекватно индексировать пенсии. Причем, эта система выстраивалась с 2002 по 2014 год и имела достаточно серьезные успехи», — констатирует Хестанов.

Другой вопрос, что правительством РФ было принято решение о заморозке накопительной системы, причем это решение пролонгировано до 2020 года включительно, и существуют сомнения, а выживет ли она вообще после этого.

«И на этом фоне подобные преобразования выглядят очень рискованно, что свидетельствует о том, что гораздо рациональней нам будет вернуться к той модели, которая реализовывалась в России в нулевые годы. Это было бы намного лучше, чем изобретать сегодня новые модели», — резюмирует Хестанов.

По пути НПФ: преобразование ПФР создаст России немало серьезных рисков

Тем более, негосударственные пенсионные фонды показали себя не самым эффективным инвестором, что говорит нам о том, что здесь не будет значительного эффекта ни для экономики России, ни для денежных фондов ПФР.

«Что касается российских НПФ, то пять-шесть крупнейших из них работают достаточно хорошо, а вот с наиболее мелкими – действительно есть большие проблемы. Это отложилось на всем рынке, поскольку у нас был период, когда в России были только мелкие НПФ», — заключает Хестанов.






Просмотров 152
    • Нравится
    • 0

Похожие новости


Автомобильные новости