Признание премьера Дании Ларса Расмуссена, что Копенгаген не в силах помешать строительству «Северного потока 2» – это приглашение к торгу. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Позиция, которую сейчас заняла Дания по »Северному потоку 2«, идентична той, что она демонстрировала во время подготовки первой ветки »Северного потока«. Тогда Копенгаген объявил: у него есть глубочайшие сомнения, что строительство и эксплуатация газопровода будет соответствовать нормам экологической безопасности. То есть мы наблюдаем банальные попытки вести торговлю – получить за выдачу разрешения что-то от »Газпрома«, »Евросоюза" или обоих сразу.
Причем все понимают, что Дания рано или поздно свое положительное заключение даст – вариантов отказать просто нет, и Копенгаген это открыто признает. Иначе те же Германия и Австрия будут относиться к датским властям как к умалишенным – от них требовалось лишь подписать совершенно легальные бумаги. Но попытаться шантажировать своей «значимой в проекте» позицией никто чиновникам Дании не мешает. Что мы, собственно, и наблюдаем в последние несколько месяцев", отмечает специалист.
Премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель в Берлине признал: у Копенгагена нет правовых возможностей помешать строительству газопровода «Северного поток 2», но он может его замедлить, если согласится на прокладку труб через свои территориальные воды. Однако в этом случае маршрут газопровода будет изменен и пройдет через международные воды, на что разрешения Копенгагена уже не потребуется. Расмуссен добавил: он предпочел бы, чтобы переговоры с Россией вела Еврокомиссия, а не отдельные страны.
«Все заявления, что датским властям не нравится ответственность за принимаемые решения – просто лицемерие. По сути это попытка оправдать действия Копенгагена перед так называемой »европейской солидарностью«. Схема проста: лучше бы выдать мандат на переговоры с Россией по газопроводу Еврокомиссии, а если мандат не выдан, Копенгаген ничего поделать не может и вынужден разрешить »Газпрому" работать.
Примерно также датские власти торговались и по проекту первого «Северного потока», стараясь угодить сразу всем и что-то получить от проекта в свою пользу. Все эти игры настолько знакомы, что в этот раз уже особо никого не убеждают – всем ясно, что спустя какое-то время Копенгаген с тяжкими вздохами выдаст требуемый пакет бумаг. Ибо портить отношения с Берлином Дании очень не хочется, но при этом нужно показать противникам проекта свою лояльность", подчеркивает эксперт.
Риски и санкции
В процессе дискуссии о прокладке газопровода «Северный поток 2» из России в Европу Дания неожиданно инициировала принятие на своей территории нового национального закона. Согласно документу, проекты трубопроводов должны рассматриваться не только с точки зрения экологической безопасности, но и с позиции национальных интересов страны. Эксперты сочли это попыткой воспрепятствовать «Северному потоку 2». «Газпром» же объявил, что предусмотрен альтернативный маршрут газопровода, который обогнет национальный воды Дании и разрешение Копенгагена не потребуется.
«Северный поток 2» проект газопровода, который должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря. Совокупная мощность проекта оценивается в 55 миллиардов кубометров газа в год. Запуск газопровода планируется в конце 2019 года.
«Объективных причин для блокировки »Северного потока 2« на сегодняшний день просто нет. Даже пресловутые американские санкции, которые теоретически могут быть наложены на оказывающие услуги »Газпрому« компании Европы – не более, чем безобидная страшилка. Здесь соль в том, что такие ограничения США неминуемо должны будут согласовать с Европой. И очень трудно поверить, что Берлин, Париж, Вена или Рим скажут: мы двумя руками поддерживаем Вашингтон в наказании наших национальных компаний на сотни миллионов евро за сотрудничество с »Газпромом" по газопроводу.
Теоретически проблема может возникнуть уже в самом Евросоюзе со строительством внутренних газопроводов, которые будут транспортировать полученный по «Северному потоку 2» газ по странам ЕС. Но и это проблема регламентная – по новым европейским нормам придется просто переделать документацию и зарезервировать часть мощностей «трубы» из России под мифических поставщиков, которые вдруг появятся ниоткуда и решат конкурировать с газом из РФ.
В итоге сейчас мы видим лишь «могучих отцов европейской демократии» в лице Украины, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, которые заявляют, что «Северный поток 2» угрожает Европе, Россия с его помощью намерена всех захватить и вообще это проект политический. Тогда как Германия, Австрия и ряд крупных европейских компаний четко понимают коммерческие прибыли проекта и всячески поддерживают его. На этом фоне риторика Киева, Варшавы и прибалтийских игроков смотрится, по меньшей мере, комично", заключает Александр Фролов.
Читайте нас в Яндексе