ИА ОСЕАН

Информационное агентство новостей

Погода в Москве:
» » Альтернативой городским проектам для средств ФНБ станут логистика и производство

13-08-2019, 15:04Альтернативой городским проектам для средств ФНБ станут логистика и производство

Альтернативой городским проектам для средств ФНБ станут логистика и производство

Инициатива ВЭБ потратить средства ФНБ на новый общественный транспорт и развитие городов не даст экономического эффекта. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ имени Плеханова, профессор, доктор наук Валерий Масленников.

На встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым председатель государственной корпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов предложил направить средства фонда национального благосостояния (ФНБ) на развитие городов. В частности, на обновление городского общественного транспорта в ряде полисов — корпорация работает над такими инициативами совместно с Минфином, «Трансмашхолдингом» и «Синарой». Проектами в сфере экономики городов ВЭБ.РФ занимается в рамках специальной программы.

«Вкладывать значительные средства ФНБ в масштабное развитие городского транспорта или другие проекты, связанные с мегаполисами – инициатива весьма спорная, — отмечает эксперт. – Подобные инициативы дадут очень маленькую экономическую отдачу, которой нужно будет ждать достаточно долго. Такие инфраструктурные проекты незначительно поменяют лишь качество жизни людей в населенных пунктах, где будут реализованы. Но средства можно вкладывать с куда большим эффектом.

В частности – в создание и развитие производства, то есть в реальный сектор экономики. Такой подход создает целый комплекс преимуществ и дает куда более эффективный экономический эффект. Открытое в городе производство создает рабочие места, позволяет местному населению повысить жизненный уровень, приносит налоги в местный и федеральный бюджеты, снимает социальную напряженность. Это куда более масштабные прибыли, нежели просто закупить новые автобусы и пустить по городским маршрутам».

Логистический эффект

Госкорпорация нацелилась на городские проекты не внезапно. Ранее ВЭБ выбрал 100 городов, за исключением Москвы и Петербурга, в которых намерен развивать инфраструктуру. Шувалов заявил, что сейчас госкорпорация изучает 109 проектов в 45 городах из этой сотни. Они касаются чистой воды, очистных сооружений, обновления системы транспорта, создания современного жилищного фонда и других вопросов. Для реализации проектов используются в том числе лизинговые инструменты, уточнил Шувалов.

Альтернативой городским проектам для средств ФНБ станут логистика и производство

По своей сути, ВЭБ.РФ – это государственный инвестиционный банк, финансирующий проекты развития экономики. Корпорация функционирует на основании специального федерального закона и на 100 % принадлежит Российской Федерации. ВЭБ – один из ключевых исполнителей нацпроектов и задач, поставленных майским указом президента. За пять лет корпорация может принять участие в проектах на 3 трлн рублей, а с учётом коммерческих банков-партнеров вложит в экономику страны в 3-4 раза больше.

«Простым точечным вложением средств в городские проекты государство руками корпорации даст возможность немного заработать местным подрядчикам – на строительстве и реконструкции отдельных объектов. Но средства ФНБ гораздо разумнее вкладывать в стратегические проекты – к примеру, в логистику и транспорт. Огромные возможности для этого дает проект Китая »Один пояс – один путь«. В его рамках огромные инвестиции КНР осваивает Казахстан, но у РФ есть свои ресурсы.

Работа в рамках этого проекта создаст целый ряд новых путей, соединяющих Азию с Европой через Россию – по суше, железной дороге и морю, в том числе через Арктику. Эта работа в перспективе перенаправит огромные грузопотоки на российский транзит и принесет значимые экономические дивиденды. Китай только рад предоставить дополнительные возможности и развивать сотрудничество – опыт Казахстана это наглядно демонстрирует», — подчеркивает специалист.

Множественный эффект

ФНБ — созданный в 2008 году резервный фонд, в который поступают дополнительные доходы госбюджета от нефтегазовых компаний и доходы от управления собственными средствами. Фонд является частью механизма пенсионного обеспечения граждан России. До конца 2019 года правительство должно будет определить, по каким критериям отбирать проекты для вложения средств ФНБ, когда объем фонда превысит 7% ВВП и позволит инвестировать.

Альтернативой городским проектам для средств ФНБ станут логистика и производство

Новое законодательство дало госкорпорации ВЭБ полномочия по координации институтов развития. Сейчас она координирует работу Российского экспортного центра (РЭЦ), «ДОМ.РФ» и Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса. По словам Шувалова, это «позволяет подходить к вопросам городского развития совершенно иначе». Корпорация организовывает бизнес-миссии в российские города — они уже прошли во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Иваново.

«В настоящее время российская экономика нуждается в проектах, которые изменят ее базис, а не надстройки. Это означает, что для развития нужна функциональная основа в виде новых масштабных предприятий и логистических инициатив. Даже реализуемый в Приморье проект »100 мостов«, которые планируют восстановить за пять лет, даст куда более заметный эффект, чем точечные вложения в городские проекты.

В России уже несколько лет подряд не растут реальные доходы населения. Импульс к росту даст как раз реальный сектор. Развить его дает возможность политика правительства – появляются свободные средств ФНБ, да и вложения Центробанка в золото дает серьезные дополнительные доходы бюджету. То есть искусственно сдерживать инвестиции в производство больше причин нет, и можно создавать импульс для ускорения роста», — заключает Валерий Масленников.





Просмотров 145
    • Нравится
    • 0

Похожие новости