ИА ОСЕАН

Информационное агентство новостей

Погода в Москве:
ИА "Осеан" » Новости торговли » Рубль и коронавирус сделали российскую пшеницу уникальным продуктом на мировом рынке

24-03-2020, 15:32 Рубль и коронавирус сделали российскую пшеницу уникальным продуктом на мировом рынке

Рубль и коронавирус сделали российскую пшеницу уникальным продуктом на мировом рынке

Цена российской пшеницы бьет рекорды и превысила стоимость нефти из-за эпидемии коронавируса и связанных с ней карантинных мероприятий по всему миру. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия, доктор экономических наук, профессор Леонид Холод.

Цена российской пшеницы бьет рекорды. За неделю средняя стоимость на внутреннем рынке взлетела на тысячу рублей и достигла почти 13,3 тысячи рублей за тонну, обновив исторические максимумы. И даже превысив стоимость нефти — баррель Urals для средиземноморского рынка (CIF Augusta) на 19 марта продавался за 12,85 тысячи рублей. Отечественные фермеры отмечают, что новые тенденции добавляют им уверенности в будущих прибылях.

Основными причинами роста цен на зерно называют девальвацию рубля и относительно высокие мировые цены. За прошлую неделю стоимость пшеницы в Чикаго увеличилась до $198 за тонну, подорожав на 6,7%, а в Париже — до $204 за тонну, подорожав на 6,9%. Российская пшеница закрепилась на уровне $207 за тонну после резкого падения. «Русагротранс» повысил прогноз экспорта зерна в марте на 0,2 млн тонн — до 3,6 млн тонн.

«Причина резкого роста стоимости пшеницы на внешнем рынке очевидна – в мире складывается не самая лучшая экономическая ситуация, — отмечает эксперт. – Почти все страны мира закрыли границы и вводят карантинные мероприятия. В результате сразу ухудшается логистика поставок – пока государства определятся со списком подкарантинной продукции, уходит время и порты перевалки работают плохо. При этом растет в период эпидемии спрос на товары длительного потребления – ввозимые и хранимые.

В России же мы наблюдали повышенный ажиотажный спрос на всевозможные крупы, а пшеница является их эквивалентом и сырьем для товаров ежедневного употребления. Общий экономический кризис, изоляция государств и карантины создали перекосы спроса на мировом рынке. Очевидно, что хлеб россияне и граждане других государств рассчитывают видеть на полках магазинов ежедневно, в ассортименте и с избытком вне зависимости от карантинов. Бизнес это понимает и закупается впрок.

Но рост спроса на пшеницу не будет долговременным – рынки вскоре »насытятся«, и цены немного снизятся. Кроме того, выработается новая логистика поставок, и будут выработаны подкарантинные списки. Но мир приспособится к новым условиям, и торговля вернется в привычное русло».

Цена хлеба не изменится

В прошлом сельхозгоду, который традиционно считается от 1 июля до 30 июня, Россия к 21 марта экспортировала 35,2 миллиона тонн пшеницы. В этом году ожидается, что экспорт зерна из РФ составит 45 млн тонн, включая 36 млн тонн пшеницы. При этом эксперты не считают, что рост экспортных и внутрироссийских цен повлияют на стоимость муки в РФ, что неминуемо скажется на цене розничной булки хлеба. К примеру, в Российском союзе мукомольных и крупяных предприятий указывают: поднять цены не даст конкуренция.

Рубль и коронавирус сделали российскую пшеницу уникальным продуктом на мировом рынке

Предыдущий рекорд в 12,3 тысячи рублей за тонну был зафиксирован в конце января 2019 года. Частично на установление нового рекорда повлияло падение курса рубля. По мнению экспертов, в ближайшей перспективе пшеница на внутреннем рынке продолжит активно дорожать, девальвация пока не полностью отражена в ценах на внутреннем рынке.

«Хлеб – товар, что называется, политический, в России он не подорожает по нескольким причинам даже при росте цены пшеницы. Одна – пекарям и кондитерам сложно будет оправдать повышение цены, так как доля самого зерна в булке невысока. Инфляция других издержек у хлебопеков тоже имеется, и пшеница – далеко не самый главный в них компонент. Тем более, что в период ажиотажа, когда сметают все с полок магазинов, хлеб активно не покупают – даже резким ростом спроса производитель повышение цен не оправдает.

С другой стороны, население всегда реагирует достаточно нервно и болезненно на повышение стоимости привычной буханки – это товар первой необходимости, ценник которого всегда на виду. А вынужденная самоизоляция или официальное введение карантина в России спрос на хлеб еще и уменьшат. Так что для повышения стоимости хлеба просто нет рыночных обстоятельств.

Кроме того, у государства в кризисный период есть рычаги, чтобы искусственно ограничивать рост цен на товары первой необходимости. То есть возможности для маневра у производителей хлеба очень ограничены», — заключает Леонид Холод.





Просмотров 552
    • Нравится
    • 0