ИА ОСЕАН

Информационное агентство новостей

Погода в Москве:
» » Россия прорабатывает "самолетный подход" к многоразовым ракетам

8-10-2018, 13:39Россия прорабатывает "самолетный подход" к многоразовым ракетам

Россия прорабатывает «самолетный подход» к многоразовым ракетам

Существует всего несколько классических вариантов конструкции многоразовых ракет, но они по разным причинам не использовались у нас, впервые технологию успешно применили в SpaceX, отмечает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Но сейчас и Россия вернулась к идее создания многоразовых ракет, на реализацию которой в железе может уйти 5-7 лет.

Проекты многоразовых ракет-носителей

Роскосмос получил предложения по созданию многоразовых ракет-носителей от предприятий ракетно-космической отрасли. По информации с сайта госзакупок, свои научно-технические отчеты по исследованию различных схем ракеты с многоразовыми ступенями представили Космический центр им. Хруничева, Ракетно-космический центр «Прогресс» и Государственный ракетный центр им. Макеева.

Среди предлагаемых идей – внедрение вертикальной посадки как у ракет Falcon 9, парашютно-реактивная система спасения и крылатая схема возвращения ступени. Возвращение с использованием «самолетного подхода» продвигают в рамках проекта «Крыло-СВ» в Центре им. Хруничева совместно с Фондом перспективных исследований и ЭМЗ им. Мясищева.

«Существует всего несколько классических вариантов конструкции многоразовых ракет, но они по разным причинам не использовались у нас, впервые технологию успешно применили в SpaceX. От идеи и технического предложения до реализации проекта в лучшем случае должно пройти 5-7 лет. Но здесь еще надо учитывать тот факт, что в рамках нашей федеральной программы, денег на эти цели не выделено, а средства там требуются довольно большие.

Именно поэтому сначала стоит добиться финансирования работ в области создания многоразовых ракет. Кроме того, нужно учитывать, что интенсивность запусков в РФ в последние годы резко снизилась и перспективы ее увеличения никак не обозначены. В этой связи работы по созданию возвращаемой ступени должны быть крайне дешевыми, чтобы они оказались оправданы при небольшом количестве запусков», — отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Россия прорабатывает «самолетный подход» к многоразовым ракетам

Конкуренты SpaceX

Напомним, что первая ступень ракеты Falcon 9 впервые выполнила запланированную посадку на сухопутную платформу после успешного запуска аргентинского спутника SAOCOM — 1A. В этот раз компания SpaceX использовала новейшую первую ступень ракеты Falcon 9 Block 5, которая является мощнее своей предшественницы и позволяет в более короткие сроки готовить первую ступень к повторному старту. Но главное преимущество Falcon, как отмечает Иван Моисеев, заключается в ее цене.

«Falcon 9 изначально дешевая ракета, к тому же оптимизированная под рынок. А возвращение первой ступени позволяет сэкономить еще 25-30% за счет снижения себестоимости пуска. Дело в том, что число запусков определяется полезной нагрузкой, что очень хорошо прогнозируется на горизонте 15-20 лет.

Для того, чтобы нам как-то изменить ситуацию на рынке космических пусков и увеличить свою долю, необходимо выйти на уровень существенно дешевле SpaceX, что на данный момент и технически, и экономически не представляется возможным. Что касается проекта «Крыло-СВ», то на его реализацию у центра Хруничева просто нет денег, сначала нужно разобраться с имеющейся задолженностью», — считает Моисеев.

Среди других конкурентов SpaceX в рамках создания возвращаемых ракет, эксперт выделяет компанию Blue Origin, демонстрирующую возвращаемые ступени суборбитальной ракеты New Shepard и Китай, в котором коммерческие предприятия тоже решили опираться на возвращаемую ступень. Ранее о возможности создания своей многоразовой версии ракеты среднего класса «Союз — 5SL» заявила и групп S7, владеющая проектом «Морской старт». Но и здесь, по мнению Моисеева, камнем преткновения могут стать вопросы финансирования проекта.

Читайте нас в Яндексе





Просмотров 764
    • Нравится
    • 0